Сайт Ростовской федерации шашек
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
О шашках и не только [6]
о шашках и не только
Интервью [3]
Интервью с шашистами
Избранные партии [15]
Избранные партии избранных шашистов)
Теория дебютов [2]
Теоретические разработки
Концовки, комбинации, позиции [2]
Здесь представлены позиции с интересными, красивыми или нестандартными идеями
Шашки в квадрате [13]
Книга Александра Шихера, журналиста, большого энтузиаста двухходовых шашек, создатель сайта, посвященного этой разновидности шашек ( см. раздел Друзья Сайта)
Донской Шашечный Листок [8]
Материалы из журнала Головкова Юрия Викторовича
Личности [1]
В этой категории будет рассказывать о людях, посвятивших себя шашкам и внесших вклад в их развитие в Ростовской области и др. регионах.

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Почему Вы увлекаетесь шашками ?
Всего ответов: 487



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 26.09.2017, 12:14

Главная » Статьи » Донской Шашечный Листок

О шашечном этюде замолвим слово


О ШАШЕЧНОМ ЭТЮДЕ ЗАМОЛВИМ СЛОВО

(информация к размышлению касательно этюдной композиции с помощью ЭВМ)

В 1970 году образована Международная организация компьютерных художников. Знаменательно, интересно, духу времени соответствует. Величие Рембрандта и Рубенса, Репина и Сурикова это не затрагивает, а для многих - подчеркивает. Проведенные выставки компьютерной графики интересны инженерам, любопытны художникам, занимательны для зевак.
Греческий композитор Ксенакис использовал в своих работах звуки, полученные случайным образом с помощью ЭВМ, как рабочую деталь.
В книге американского математика Мартина Гарднера "Путешествие во времени" , 1990г, приводится пример компьютерной достаточно сложной музыкальной фразы, рас¬сказывается о компьютерном анализе, например, произведений Моцарта, позволяющем выявить некоторые особенности композиторского почерка. Однако нигде не слышно даже намека, что искусственный сочинитель интересен в конечной инстанции именно практически. Несомненна же польза ЭВМ для многофакторного скоростного анализа, для высокоэффективной черной работы, требующей операций с бесчисленным количеством фактов и их вариациями, т.е. мгновенным выполнением океана действий, позволяющих настоящему творцу добыть каплю истины, используя человеческий свой дар, когда он есть.
Переведенная на многие языки мира книга венгерского ученого Г.Секея о научных парадоксах в математике завершается параграфом "Парадокс поэзии и теории информации", где он приводит слова своего учителя профессора Альфреда Реньи :
 "С тех пор, как я начал заниматься теорией информации, я часто размышляю над краткостью стихотворений; почему одна строка стихотворения содержит значительно больше "информации", чем очень короткая телеграмма той же длины. Удивительное богатство значений в литературных трудах кажется противоречит законам теории информации. Ключом к этому парадоксу, я думаю, является понятие "резонанса". Писатель не только сообщает нам информацию, но и играет на струнах языка с таким мастерством, что наш разум и даже само подсознание резонируют. Поэт с помощью удачного слова может вызывать цепочку идей, эмоций и воспоминаний. В этом смысле труд писателя - волшебство."
Такое же волшебство, хотя и разновеликое для начинающего по отношению с искушенному мэтру, пропитывает художественные этюды А.Шошина, А.Савельева, Н.Кукуева и другие замечательные творения, иногда единичные, как в музыке полонез А.Огинского, уходящего в изгнание после поражения польского восстания генерала.
Перемешивая десять тысяч слов лексикона Пушкина, ЭВМ может, делая 4х-словные сочетания, получить где-то и - "Я помню чудное мгновенье". Но кто вложит в нее гений поэта, чтобы выставить нам для восхищения эти слова, вызвавшие у Михаила Глинки музыкальный образ, воплощенный в удивительном романсе? А тем более восхитить другую ЭВМ для написания этого романса?
Использование ЭВМ возможно и прогрессивно в любых сферах деятельности, но нужно это делать разумно, выбирая зоны применения. В свое время Михаил Таль на предложение сыграть партию с компьютером афористично ответил, что он не хочет играть в шахматы с теорией относительности Эйнштейна. Конечно, человеческий фактор в игре велик. Гроссмейстер Тартаковер подчеркивал, что шахматы - это вид интеллектуального общения в процессе игры, это личное общение, что и делает их спор¬том. Таким оно будет и для ЭВМ, когда соревнуются программы, т.е. составители.
 Не будучи пессимистом, можно предвидеть, что в обозримом будущем не появятся программы, играющие с фантазией И.Тимковского в шашки, М.Таля в шахматы, рож¬дающие этюды с художественным почерком и лаконичностью А.Савельева, пусть даже с небольшим намеком на сказанное. Однако нельзя пренебрегать и энциклопедичностью машин, в оперативную память которых вносятся уже сегодня свыше миллиона партий. Для сравнения скажем, что в чемпионате с двадцатью участниками играется 190 пар¬тий, из которых в дело пойдут только отборные.
 Попробуем войти с компьютером в этюдную композицию с самой удобной стороны, т.е. где бездамочные этюды "две против двух". У белых возможны 378 расстановок (28 х 27 / 2 ), у черных меньше, и "прошерстить" все эти позиции ЭВМ нетрудно, тем более, что среди них - масса абсурдных (например, белые d4, f4 ; черные сЗ , еЗ ) и неинтересных ( белые al , Ь2 ; черные g3 , h2 ) . Дальше можно будет искать практичные реальные пути.

Игорь Емельянов   г.Ростов-на-Дону

опубликовано в  Д Ш Л № 8 (141) АВГУСТ 2008 г. стр.3
Категория: Донской Шашечный Листок | Добавил: unkind (03.04.2009)
Просмотров: 1513 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz