О ШАШЕЧНОМ ЭТЮДЕ ЗАМОЛВИМ СЛОВО
(информация к размышлению касательно этюдной композиции с помощью ЭВМ)
В 1970 году образована Международная организация компьютерных художников. Знаменательно, интересно, духу времени соответствует. Величие Рембрандта и Рубенса, Репина и Сурикова это не затрагивает, а для многих - подчеркивает. Проведенные выставки компьютерной графики интересны инженерам, любопытны художникам, занимательны для зевак.
Греческий композитор Ксенакис использовал в своих работах звуки, полученные случайным образом с помощью ЭВМ, как рабочую деталь.
В книге американского математика Мартина Гарднера "Путешествие во времени" , 1990г, приводится пример компьютерной достаточно сложной музыкальной фразы, рас¬сказывается о компьютерном анализе, например, произведений Моцарта, позволяющем выявить некоторые особенности композиторского почерка. Однако нигде не слышно даже намека, что искусственный сочинитель интересен в конечной инстанции именно практически. Несомненна же польза ЭВМ для многофакторного скоростного анализа, для высокоэффективной черной работы, требующей операций с бесчисленным количеством фактов и их вариациями, т.е. мгновенным выполнением океана действий, позволяющих настоящему творцу добыть каплю истины, используя человеческий свой дар, когда он есть.
Переведенная на многие языки мира книга венгерского ученого Г.Секея о научных парадоксах в математике завершается параграфом "Парадокс поэзии и теории информации", где он приводит слова своего учителя профессора Альфреда Реньи : "С тех пор, как я начал заниматься теорией информации, я часто размышляю над краткостью стихотворений; почему одна строка стихотворения содержит значительно больше "информации", чем очень короткая телеграмма той же длины. Удивительное богатство значений в литературных трудах кажется противоречит законам теории информации. Ключом к этому парадоксу, я думаю, является понятие "резонанса". Писатель не только сообщает нам информацию, но и играет на струнах языка с таким мастерством, что наш разум и даже само подсознание резонируют. Поэт с помощью удачного слова может вызывать цепочку идей, эмоций и воспоминаний. В этом смысле труд писателя - волшебство."
Такое же волшебство, хотя и разновеликое для начинающего по отношению с искушенному мэтру, пропитывает художественные этюды А.Шошина, А.Савельева, Н.Кукуева и другие замечательные творения, иногда единичные, как в музыке полонез А.Огинского, уходящего в изгнание после поражения польского восстания генерала.
Перемешивая десять тысяч слов лексикона Пушкина, ЭВМ может, делая 4х-словные сочетания, получить где-то и - "Я помню чудное мгновенье". Но кто вложит в нее гений поэта, чтобы выставить нам для восхищения эти слова, вызвавшие у Михаила Глинки музыкальный образ, воплощенный в удивительном романсе? А тем более восхитить другую ЭВМ для написания этого романса?
Использование ЭВМ возможно и прогрессивно в любых сферах деятельности, но нужно это делать разумно, выбирая зоны применения. В свое время Михаил Таль на предложение сыграть партию с компьютером афористично ответил, что он не хочет играть в шахматы с теорией относительности Эйнштейна. Конечно, человеческий фактор в игре велик. Гроссмейстер Тартаковер подчеркивал, что шахматы - это вид интеллектуального общения в процессе игры, это личное общение, что и делает их спор¬том. Таким оно будет и для ЭВМ, когда соревнуются программы, т.е. составители. Не будучи пессимистом, можно предвидеть, что в обозримом будущем не появятся программы, играющие с фантазией И.Тимковского в шашки, М.Таля в шахматы, рож¬дающие этюды с художественным почерком и лаконичностью А.Савельева, пусть даже с небольшим намеком на сказанное. Однако нельзя пренебрегать и энциклопедичностью машин, в оперативную память которых вносятся уже сегодня свыше миллиона партий. Для сравнения скажем, что в чемпионате с двадцатью участниками играется 190 пар¬тий, из которых в дело пойдут только отборные. Попробуем войти с компьютером в этюдную композицию с самой удобной стороны,
т.е. где бездамочные этюды "две против двух". У белых возможны 378 расстановок
(28 х 27 / 2 ), у черных меньше, и "прошерстить" все эти позиции ЭВМ нетрудно, тем
более, что среди них - масса абсурдных (например, белые d4, f4 ; черные сЗ , еЗ ) и
неинтересных ( белые al , Ь2 ; черные g3 , h2 ) . Дальше можно будет искать практичные реальные пути.
Игорь Емельянов г.Ростов-на-Дону
опубликовано в Д Ш Л № 8 (141) АВГУСТ 2008 г. стр.3
|